Как отучить годовалого ребенка брать опасные вещи?

Учить ребенка правильно себя вести никогда не рано. Даже если он еще не умеет говорить. Однако, воспитательные тактики, которые вполне хорошо работают с детьми постарше, с малышами дают сбой – скажем, наказание «встать в угол» ребенок такого возраста просто не поймет, потому что просто еще не осознает вины за свои поступки. Воспитание таких детей имеет скорее образовательный характер: вы должны прежде всего научить, что опасно, а что нет, и объяснить – на своем примере, – правила обращения с опасными вещами.

Проблема состоит в том, что когда ребенку год или чуть больше, он импульсивно хватает любой предмет, который видит перед собой. А ведь это может оказаться и нож и раскаленная сковородка. Как обычно реагирует родитель, когда видит, что его ребенок тянется за «опасной» вещью? Он кричит ему «Нет! Не трогай!» В этом случае велика вероятность, что ребенок пропустит Ваши увещевания мимо ушей: эти слова для него пока еще ничего не значат. Что он действительно хорошо знает, и что привлечет его внимание – это его собственное имя. Так что лучше в таких ситуациях сразу говорить «Данила!», «Катя!». Это сразу заставит ребенка оглянуться, а там Вы уже можете перенаправить его внимание на что-либо еще.

Но это ситуативное решение. Ваша настоящая задача – познакомить его в игровой форме с тем, какие вещи можно трогать, а какие нельзя. Для этого можно устроить следующую игру: разложите перед ним три разных предмета — например, мягкую игрушку, блюдце и детские ножницы. Или просто три цветных кубика.  Затем взяв первый, скажите «Можно брать» – и возьмите его в руку. К другому осторожно прикоснитесь и скажите «Можно осторожно». К третьему, вообще не прикасайтесь и даже спрячьте руки за спину и скажите «Брать нельзя!». Потом пусть ребенок повторит Ваши действия, уяснив, что эти кубики нужно брать по-разному. Поиграйте немного вместе, меняя предметы, пока он окончательно не уяснит значение слов «Нельзя», «Осторожно» и «Можно». После этого можете показать ему разные вещи в Вашей квартире и объясните ему, при помощи нововыученных фраз, правила обращения с разными предметами. Так, осторожно нужно прикасаться к домашним животным и, например, к бытовой технике. Нельзя – к ножам, ножницам и чайникам. Когда Ваш ребенок уяснит это, то одной проблемой в доме станет меньше.
Удачи!

Похожие записи