Как не «захвалить» ребенка?

Много сказано и написано об опасности ребенка «недохвалить»: в том случае, если все детские промахи критикуются, но при этом за достижения его никто не хвалит, то скорее всего из него вырастет невротик с «синдромом отличника», который боится ошибок настолько, что предпочитает вообще ничего не делать.
Однако и осыпать ребенка комплиментами в ответ на каждый его чих тоже может быть чревато. О том, к каким последствиям это может привести и что с этим делать – читайте ниже.
 
О том, чем может обернуться «захваливание» ребенка, каждый понимает интуитивно, однако на этот счет есть и конкретные научные данные. Исследования, проведенные доктором Кэрол Двэк (Carol Dweck) из Стэнфордского университета, показали следующие результаты:
  • В одном эксперименте дети должны были выполнить тест, где им можно было самостоятельно выбирать уровень сложности задач. Чем сложнее задача – тем больше «очков» за нее можно было заработать. Дети были разделены на две группы: одних экспериментаторы постоянно хвалили за ум и сообразительность, а другим просто ничего не говорили. Так вот, «захваленные» дети обычно выбирали наиболее простые варианты задач, а «обычные» – более сложные. Таким образом те дети, которых никто не хвалил, в результате набрали большее количество очков.
  • Другое исследование показало, что дети к семи годам приобретают «устойчивость» к похвале и воспринимают её настолько же скептически, как и взрослые: то есть они видят, когда похвала искренняя и заслуженная, а когда – нет. Поэтому захваливать их становится просто бессмысленно.
  • В то же время, дети, которым говорили, что их результаты напрямую зависят от упражнения и что «мозг, как и мышцы, развивается только во время тренировок» практически сразу повышали свои результаты по математике.
     
Однако из всего написанного выше ничуть не следует что ребенка не нужно хвалить. Главный вывод – это что каждый родитель должен соблюдать баланс между критикой и похвальбой, причем и то и другое должно быть мотивированным и обоснованным. Для этого используйте следующие приемы:
  1. Не хвалите ребенка просто так, а только после того как он сделал что-то полезное. В своих похвалах всегда будьте конкретны. Для этого старайтесь, чтобы Ваши слова относились не столько к ребенку вообще («ты молодец», «ты замечательный»), а к тому, как он хорошо сделал какое-то дело («ты здорово решил эту задачку, молодец!»)
  2. В похвалах обращайте внимание на затраченные ребенком усилия. Старание достойно похвалы само по себе, даже если в результате у ребенка ничего не получилось. Это даст ему силы пробовать снова, пока он не добьется успеха.
  3. Не бойтесь указывать ребенку на недостатки в его работе, но критика всегда должна быть приглашением к совместной работе над ошибками. Если у ребенка что-то не получается, то Вы должны помочь ему понять что не так и как это исправить.

Удачи!

Похожие записи