Как определить, что Ваш ребенок становится хулиганом?

Мало родителей хотят признавать, что их дети – хулиганы, драчуны и задиры, даже если им об этом настойчиво говорят и учителя и родители одноклассников. Как же может их ребенок вести себя плохо? Ведь дома он, по большей части, тихий и послушный. Тем более, что сам он говорит, что «играл», «не он начал», и вообще его не так поняли. Однако, порой взглянуть на ситуацию со стороны полезно и для Вас и для Вашего ребенка: если он действительно хулиганит в школе, делая жизнь одноклассников невыносимой, то это очень тревожный симптом того, что с ним что-то не так. Дело в том, что если ребенок не умеет решать конфликты, не умеет сдерживать гнев и не принимает в расчет страдания других – это свидетельство того, что его развитие как личности пошло не по тому пути.
 
То, как определить, действительно ли Ваш ребенок хулиган и что с этим делать, читайте ниже.
 
Признаки того, что Ваш ребенок хулиган:
 
Для того, чтобы определить, хулиган ли Ваш ребенок, стоит дать определение того, что это такое. Хулиган – это вовсе не тот ученик который громко говорит на занятиях или пишет на парте слово из трех букв. Хулиган это, в первую очередь, тот, кто, с позиции силы, старается нанести вред другому ребенку физически, психологически или эмоционально.
 
Прежде всего, нужно понимать, что дети детсадовского возраста хулиганами в полном смысле этого слова быть не могут, потому что их характеры находятся еще только в стадии развития. Так, ребенок, который в четыре года агрессивен вполне может стать спокойным в шесть лет, и наоборот. Но к школьному возрасту (7-8) лет основные черты личности уже заложены и особенно яркими становятся в средней и старшей школе.
 
Итак, признаки на которые следует обратить внимание:
 
  1. Плохие социальные навыки,то есть когда ребенок не знает как себя вести в ситуациях, хоть немного отличающихся от привычных, теряется в ситуациях, когда надо чего-то попросить, не умеет наладить контакт с другими детьми.
     
  2. Быстрый переход от растерянности к гневу и неумение контролировать гнев.Одна из главных черт успешного детского развития – это умение контролировать сиюминутные импульсы. В идеале, ребенок к школьному возрасту прекрасно должен знать, что есть грань между тем, что «хочется сделать» и что «можно сделать в данной ситуации». Однако, если развитие пошло не по тому пути, то ребенок может так и не научиться работать с собственной фрустрацией, не видит границы между желаемым и положенным и пытается справится с ней единственным доступным ему способом – агрессией.
     
  3. Смех над теми, кому больно или кому стыдно. Или, другими словами, ослабленная эмпатия, которая, в норме является одним из важнейших индикаторов успешно развитой личности.
     
  4. Плохая успеваемость как следствие плохого импульс-контроля, о котором мы сказали в пункте номер 2. Ребенок не умеет «терпеть», долго работать над одной задачей – ему нужен результат здесь и сейчас, и поэтому он отвлекается и старается развлечь себя во время урока чем-нибудь еще.
     
  5. Непреодолимое желание а любой ситуации «победить», «сказать последнее слово».
     

Каждый признак по отдельности не говорит о том, что Ваш ребенок – хулиган. Но если они представлены все одновременно, то это серьезный повод задуматься.
 
Что делать?
 
1. Не наказывайте жестко. Наказание, особенно физическое, вряд ли сделает из хулигана паиньку, скорее наоборот – лишь разожжет в нем гнев, который потом выльется на одноклассников. Более того, показывая ему свою агрессию Вы подаете ему пример, что «так можно», что это – допустимый способ отношений между людьми. Вместо этого, проявите беспокойство – скажите ему, что Вы беспокоитесь за него, что хотите ему помочь.
 
2.Будьте для него примером. Поведению ребенок учится по большей части в именно в семье. Проследите за собой – не «взрываетесь» ли Вы по незначительным поводам, не комментируете в ироническом ключе ли чужие слабости и несчастья, не стремитесь ли всегда оставить последнее слово за собой? Папа — это всегда пример для подражания, так что от Вашего поведение зависит очень многое.
 
3.Поставьте его на место жертвы. Спросите его, что, по его мнению, чувствовал ребенок, которого он обижал, что он мог сделать в этой ситуации? В чем его вина? Сделаете так, чтобы ребенок хотя бы через такой разговор мог поставить себя на место жертвы, проявить эмпатию, и со временем, возможно, он будет делать это сам.
 
Удачи!

Похожие записи