Как правильно воспитать в ребенке альтруизм?

Безусловно, альтруизм, у детей выраженный в умении делиться (например, давать другим детям свои игрушки на время) – это очень важный социальный навык, и многие родители не зря уделяют его воспитанию большое внимание. Конечно, если ребенок не научится такому детскому альтруизму, то в коллективе сверстников ему будет нелегко: он скорее всего прослывет «жадиной» и тогда наладить отношения ему будет куда сложнее.
 
Но многие родители, сами того не замечая, иногда перебегают палку. Дело в том, что для многих родителей альтруизм является такой вещью, которой не может быть слишком много: ведь с их точки зрения то, что малыш не хочет расставаться с любимой машинкой – это капризы и глупости, а отдав другому ребенку игрушку он избежит конфликта и покажет окружающим, какой он хороший и воспитанный. Поэтому часто можно видеть родителей, которые заставляют ребенка делиться насильно, а когда он отказывается — стыдят его.
 
Чем опасен такой поход? Во-первых, тем, что чувства ребенка при таком подходе просто игнорируются, а значит — обесцениваются, что никогда не бывает хорошо. И во-вторых, тем, что таким образом вы просто учите его неправильной модели поведения. Что значит неправильной? Дело в том, что сами взрослые вовсе не ведут себя таким образом, и ребенок это видит, что неизбежно создает в его маленькой головке конфликт.
 
Ни один взрослый не даст другому после пятиминутного знакомства покататься на своей машине. Если у взрослого что-то взяли без его разрешения, то он имеет все основания возмутиться и потребовать вещь обратно. Что, конечно, не отменяет альтруизма как такового: дать другу посмотреть свой новый гаджет или даже помочь ему при необходимости деньгами — это вполне допустимо и социально одобряется.
 
Главное различие в том, что в мире взрослых четко разделяются понятия «мое», «чужое» и «общее». А заставляя ребенка делиться всегда и в любых случаях, мы мешаем этим понятиям сформироваться: что у ребенка есть что-то «свое» он не чувствует, поскольку его всегда могут забрать, и поэтому понять, что есть на свете что-то «чужое» ему тоже будет затруднительно. Таким образом ребенок растет социально дезадаптированным, лишенным адекватных представлений о том, на что человек имеет право, а на что — нет.
 
Так что, вместе с отработкой навыка альтруизма, родители должны так же воспитывать в ребенке уважение к собственности — как своей, так и чужой.
 
На практике это означает, что за ребенкомвсегда должно сохраняться защищаемое родителями право не делиться, если он не хочет, и право потребовать свою игрушку обратно, когда он считает нужным. При этом, ему, конечно, нужно ему объяснить все плюсы альтруизма: что если он чем-то поделится с ребятами, то и они, скорее всего, с ним тоже чем-нибудь поделятся, и что с жадиной дети дружить не будут. Но окончательное слово в любом случае должно быть за самим ребенком.
 
С другой стороны необходимо объяснить ребенку, что если игрушка чужая — то необходимо, как минимум, спросить разрешения хозяина, перед тем как её брать, а также научиться спокойно воспринимать отказ и не «зацикливаться» на чужих вещах.
 
Если все получится, то ребенок вырастет с правильными представлениями о «своем» и «чужом», и вместо альтруизма «через силу» – то есть по указке взрослых, будет сам принимать нужные ему решения и самостоятельно выстраивать отношения с окружающими.
 
Удачи!

Похожие записи