Какие "установки", которые Вы даете детям, нельзя оставлять без оговорок

Часто получается так, что давая детям какие-либо установки, мы не задумываемся, насколько буквально они усваиваются в детских головах. Ведь все те оговорки, которые для нас являются самими собой разумеющимся, для детей 3-4 лет далеко не так очевидны. Это порой рождает у детей немалый внутренний конфликт: они видят, что сами родители этим установкам не следуют, а иногда даже ругают, если следовать им слишком строго.
 
Ниже мы разберем наиболее популярные установки, которые просто нельзя оставлять без определенных оговорок.
 
1. «Если ты будешь помогать людям, то они тебе тоже помогут в ответ». В общем и целом эта установка верна и полезна, если только она не воспринимается как непреложный закон природы. Нет ничего плохого, чтобы изначально относиться к людям хорошо и помогать по мере сил. Однако ребенку нужно четко объяснить, что люди бывают разные и далеко не все отвечают добром на добро. Более того, многие люди воспринимают стороннюю помощь как должное и потом только начинают требовать больше. Поэтому есть ситуации, когда не только можно, но и нужно перестать быть «хорошим мальчиком» и сказать твердое «нет» человеку, который требует слишком многого.
 
2. «Не разговаривай с незнакомыми людьми!» Эта установка, данная без дополнительных объяснений, может зародить в малыше страх перед каждым незнакомым взрослым. А это, скорее, лишь наносит вред ребенку: так он будет любую незнакомую обстановку воспринимать как враждебную, и сориентироваться в ней ему будет куда сложнее. А ведь умение не бояться попросить помощи у незнакомого взрослого (например, если ребенок потерялся) ничуть не менее важно, чем не открывать незнакомцу дверь.
 
Подробно об этом вопросе мы уже писали в статье «Надо ли ребенку бояться незнакомцев?»
 
3. «Не будь жадиной, с другими нужно делится!» Эту установку, как и все прочие, ребенок воспринимает буквально: хочешь быть «хорошим», то в любом случае нужно давать всё, что другие попросят. Но если он придет с площадки без новой игрушки, сказав, что он её кому-то подарил, Вы вряд ли его за это похвалите. Поэтому альтруизм хорошо воспитывать тогда, когда у ребенка уже сформировано представление о своей собственности и своих границах: то есть, он понимает, что в любом случае последнее слово «делиться или не делиться» останется за ним, и что какими-то вещами делиться нормально, а какими-то нет.
 
4. «Эта шутка про попу несмешная, не рассказывай её больше». Рано или поздно ребенок из сада или школы притащит какой-нибудь неприличный анекдот, с твердым убеждением, что ничего более уморительного на свете не существует. У многих родителей первая реакция – это сказать, что этот анекдот несмешной и поэтому его нужно скорее забыть. Такой подход не только затушевывает суть проблемы – ведь она не в том, что анекдот несмешной, а в том, что он неприличный, – но и дает ребенку противоречивые сигналы: с одной стороны он наверняка видел как другие люди над этой шуткой смеются и ему самому смешно, но родители говорят по-другому. Тут Ваше слово вступает в конфликт с объективной реальностью, и разрешение этого конфликта будет не в вашу пользу. Увы, в таких ситуациях нет легких путей, и тут ничего не остается, кроме как провести с ребенком разговор о том, что прилично, а что нет, и какие шутки допустимо рассказывать на людях, а какие лучше оставить при себе.
 
Подробнее об этом читайте в статье «Дети и юмор «ниже пояса»: как реагировать?»
 
5. «От родителей ничего нельзя скрывать и всё нужно рассказывать». Все, кто в детстве слышал фразу «если ты расскажешь правду, то тебе ничего не будет» прекрасно знают, что после неё следует. К сожалению, из поколения в поколение повторяется ситуация, когда родители требуют от ребенка предельной откровенности, потом за неё же его и наказывая. Не стоит лишний раз говорить, что таким образом ребенок только ещё больше уходит в себя, раз и навсегда усваивая, что родителям ничего нельзя рассказывать. К тому же всякое доверие к Вашим словам после такого эпизода будет утрачено. Так что если Вы уж требуете от ребенка откровенности, то найдите в себе силы выдержать её без срывов и наказаний.
 
В любом случае основная стратегия должна состоять в том, что при воспитании ребенка нужно говорить меньше общих фраз, больше обращая внимания на ситуацию в целом. К тому же, никогда не вредно больше обращать внимание на свое поведение: в конце концов, то как Вы себя ведете для воспитания ребенка куда важнее, чем то, что Вы ему говорите.

Похожие записи