Кризис семи лет: инструкция по применению

Многих родителей застает  врасплох, когда тихий и послушный ребенок вдруг начинает капризничать по пустякам, демонстративно (и это важно!) обижаться и спорить из-за всяких бытовых мелочей, которые раньше выполнял не задумываясь (типа «чистить зубы на ночь», «ходить в тапочках, а не босиком»). Теперь из-за этого начинают разыгрываться целые философские споры, в стиле:
— Ты почистил зубы?
— А зачем?
— Не будешь чистить, они заболят!
— Ну и что?
И так далее.
Так проявляет себя один из самых главных кризисов детского возраста — кризис семи лет. Мы уже рассказывали про кризис трех лет, где ребенок отстаивал свою физическую самостоятельность. Теперь, после нескольких лет относительного «затишья», настало время нового витка взросления: осознание самостоятельности социальной .
 
Симптомы:
 
Симптомы всех кризисов (от кризиса трех лет до кризиса подросткового возраста) очень похожи, и вкратце могут быть охарактеризованы как «ребенок перестал слушаться». При кризисе семи лет малыш тоже становится неуправляем, «не слышит» замечаний, спорит о всяких мелочах, кажется, ради самого спора. 
Многие родители ретроспективно называют это время «репетицией подросткового возраста».
Кроме того, основными симптомами кризиса семи лет считаются кривлянье, манерность и общая театральность поведения: обидевшись, он может демонстративно, в буквальном смысле, хлопнуть дверью, наслаждаясь произведенным драматическим эффектом.
Конечно, насколько остро будет протекать кризис зависит от многих факторов — как от характера ребенка, так и от внешней среды (то есть, чем сильнее на него будут «давить» родители, тем сильнее он будет бунтовать). Может быть и такое, что кризис пройдет практически бессимптомно, но особо рассчитывать на это не стоит.
 
Причины:
 
Психологи утверждают, что на это время приходится созревание «социального Я» ребенка. То есть осознание себя не только как отдельного человека, но еще и человека, который выступает в разных ипостасях: сын, брат, одноклассник, друг. Кроме того, появляется «зазор» между эмоцией и реакцией: теперь уже нет детской непосредственности в стиле «испугался-заплакал». Теперь ребенок в состоянии отслеживать свои эмоции, подавлять их в силу необходимости или преувеличивать, оценивая, чего требует от него социальная ситуация. Именно в этот период ребенок научается держать свои переживания «в себе», оценивать, что можно говорить родителям, а чего им лучше не знать. Именно из-за того, что ребенок уже потерял свою непосредственность выражения эмоций, но еще до конца не научился проявлять их осознанно, появляются упомянутые выше манерность и театральность поведения.
Однако, что делает этот кризис для родителей тяжелым, это то, что ребенок впервые осознает что является таким же человеком, как и взрослые, и требует соответственного к себе отношения. Все эти бесконечные споры «одень шапку!» — «а  мне не холодно!» являются отстаиванием значимости собственного мнения, которое, в глазах ребенка, является не менее валидным, чем мнение взрослого. Кроме того, он начинает интеллектуально оценивать порядки, принятые в его семье и «проверять их на прочность»  - какой смысл рано ложиться, если завтра выходной? Зачем мне обедать, если я еще не проголодался? Эти вопросы обычно ставят родителей в тупик, ведь ребенка теперь не удовлетворяют ответы в стиле «потому что так надо».
 
Что делать?
 
Знать причины такого поведения — это уже половина дела. Чаще всего, кризис проходит тяжело именно потому, что родители не готовы к резкому скачку сознательности ребенка и долго пытаются вести себя с ним так же, как и раньше. Он требует отношения к себе как к равному, а с ним пытаются обращаться как с ребенком, который ничего не понимает — это порождает досаду, обиды и, как следствие, дальнейшее непослушание.
Поэтому прежде всего стоит изменить отношение к нему, и общаться с ним так, как бы вы общались с любым другим человеком, со скидкой на пока ограниченный багаж знаний. 
Полезно помнить, что его ранит, когда к его мнению не прислушиваются. Кроме того, знать, что ребенок теперь говорит далеко не все что думает на самом деле.
 
Помимо этого, как раз на этот возраст приходится начало школьной поры — а с ней и принудительная социализация, выстраивание отношений с одноклассниками (где будут свои друзья и враги, а также своя сложная иерархия). К этому добавится необходимость усваивать школьную программу, которая не всегда дается легко. Задача родителя, прежде всего, помочь пережить своему ребенку этот сложный период, и всеми силами дать ему ощущение любви, защищенности и «крепкого тыла».
 
Удачи!
 

Похожие записи